Пятница, 23.06.2017, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ретро музыка - наша молодость

Меню сайта

Статистика

Главная » 2011 » Март » 5 » Основной источник стереотипизации музыкального исполнения
13:42
Основной источник стереотипизации музыкального исполнения

Основным источником стереотипизации музыкального исполнения представляется отрыв исполнителя от аудитории концертного зала. Нужно сказать, что современные технические средства оказывают воздействие не только на исполнителя, но еще сильнее на слушателя. На телевидении и в кино получила сейчас широкое распространение особая форма выступления исполнителя — под фонограмму, то есть под ранее сделанную запись. Такого рода, имитация исполнения наносит определенный ущерб артисту, ибо в момент выступления он скован и лишен естественности поведения, так как должен думать только о том, чтобы водить смычком или раскрывать рот вовремя, не расходясь с записью. Но еще пагубнее влияет она на слушателей-зрителей, приучая к искусственности и фальши внешнего поведения артиста. Не меньшее распространение в наши дни получили записи по трансляции из концертного зала. Здесь в момент игры сохраняется живое взаимодействие исполнителя и публики, однако на стадии воспроизведения подобной записи картина резко меняется: неповторимые черты конкретного акта исполнительского творчества, обусловленные аудиторией, моментом времени, акустикой зала и т. д., воспринимаются не теми, для кого они предназначены. Страдают же от этого главным образом радиослушатели. Аудитория концертного зала становится всегда в той или иной мере «соучастником» исполнения, а в момент наибольшего контакта с исполнителем   восприятие   становится   «сопереживанием-сотворчеством». Понятно, что подобная высшая форма восприятия возникает только при непосредственном общении исполнителя с аудиторией, и их контакт неминуемо нарушается при любой форме радио-, телевизионного транслирования или грамзаписи. Меняются и самый процесс исполнения музыки, и условия его протекания, и, наконец, возможности его восприятия. Музыкант, выступающий в филармоническом зале, знает, для кого он играет. Он видит своих слушателей, ощущает их отношение к себе и к исполняемой музыке, по их реакции может судить об их вкусах, интересах, уровне развития. И хотя состав слушателей любого концерта не вполне однороден, все же опытный и чуткий исполнитель всегда чувствует, какой контингент преобладает, какие слушатели «делают погоду». Сознательно или бессознательно он учитывает характер аудитории, в той или иной мере ориентируется на нее, что накладывает на исполнение неповторимый отпечаток. Этих возможностей лишен исполнитель, играющий для записи на пластинку. Перед ним — неопределенное и весьма разнородное множество анонимных аудиторий современности и будущих эпох.

Музыка

На какого же слушателя исполнитель должен ориентироваться? Видимо, на некоего «среднеарифметического», играя для всех вообще и ни для кого в частности. Отрываясь от концертного зала, исполнитель начинает зависеть от анонимной аудитории и в результате, по мысли Т. Адорно, менее автономен, независим в своем творчестве, чем во времена Гайдна и Эстергази, когда он хорошо знал тех немногих людей, которых должен был удовлетворить. Отсутствие непосредственного контакта с аудиторией, присущего форме концертного выступления, как бы обездушивает и омертвляет исполнительское творчество. В условиях капитализма это приводит к тому, что исполнитель чаще всего работает «во имя денежного вознаграждения, не зная результата конечного воздействия, не дожидаясь потребности „самовыражения"».

Просмотров: 3630 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта

  • Без проблем слушать музыку
  • музыка бесплатно для вконтакте