Воскресенье, 19.11.2017, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ретро музыка - наша молодость

Меню сайта

Статистика

Главная » 2011 » Март » 5 » Новые формы связи с аудиторией
13:47
Новые формы связи с аудиторией

Новые формы связи с аудиторией отнюдь не исключают старых. Наоборот, происходит их взаимообогащение. За редким исключением, почти все киноактеры «проверяют» свое мастерство, встречаясь с театральным зрителем. Такое разнообразие связей со зрителем всегда на пользу исполнителю, но все же искусство актеров кино (а в некоторой мере и телевидения) становится новой, особой ветвью исполнительства.

Происходит ли нечто подобное в музыке? Приведет ли (или, может быть, уже привело) развитие массовых средств распространения к формированию нового типа исполнителей, смотреть кино новой разновидности музыкально-исполнительского искусства? Жизнь еще не дала достаточного материала для ответа на поставленный вопрос. Сейчас можно высказать лишь некоторые соображения и гипотезы.

Взаимоотношения между музыкантами-исполнителями и различными видами массового тиражирования музыкального искусства сложились так, что, по крайней мере к настоящему моменту, существует немало явлений, аналогичных тому, что произошло в кино. И деятельность киноактера и работу музыканта-исполнителя на записи оценивают не в процессе творчества, а по его результату. Характерным является прерывность исполнения: работа ведется по фрагментам, отдельным эпизодам, причем их порядок не соответствует последовательности, предусмотренной автором. Работа над фильмом растягивается иногда на годы, запись музыкального произведения — на большой срок, вплоть до нескольких месяцев. Там и тут делаются многочисленные дубли, из которых лучшие отбираются и монтируются в целое. Наконец, результат творческого процесса имеет фиксированную материальную форму (фильм, пластинка).

Музыка

Но существенны и различия между съемками кино и записью музыкального произведения. Среди советских исследователей одним из первых на эту проблему обратил внимание Р. Здобнов.1 Характеризуя механическую фиксацию музыкального исполнения как возможность, а не обязательное условие исполнительского творчества, он указывает на то, что в киноискусстве созданы новые выразительные средства (монтаж, крупный план, особенная динамика движения и т. д.), с помощью которых восполняются потери, наносимые отсутствием живого исполнительства. В то же время «исполнение для звукозаписи таких особых средств не выработало, и поэтому здесь художественные потери из-за отсутствия непосредственного контакта исполнителя и публики неизбежны».2

Не со всеми положениями Здобнова можно согласиться. Во-первых, слушать музыку, наносимые отсутствием живого исполнительства, не восполнимы ничем. Во-вторых, для киноискусства в этом нет никакой необходимости, так как речь идет не об адаптации традиционного вида искусства, а о возникновении принципиально нового. Основная задача выразительных средств в таком случае заключается не в компенсации отсутствующих, а в создании новых художественных ценностей. В-третьих, такие выразительные средства, как монтаж, крупный план и т. д., используются не только в кино, но и при различных видах записи музыкального исполнения.

Однако Здобнов прав в том, что звукозапись, в отличие от кино, действительно не породила пока нового вида исполнительства. Возможно, это связано с тем, что кинематограф успел выработать у зрителей новую, специфическую установку восприятия — иную, чем в театре,— благодаря которой отсутствие живого исполнения воспринимается уже не как недостаток, а просто как особенность данного вида искусства.

Просмотров: 5326 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Друзья сайта

  • Без проблем слушать музыку
  • музыка бесплатно для вконтакте